на главную страничку  







 
24. 10. 2007

САПР В ХАРЬКОВСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА им. ПЕТРА ВАСИЛЕНКО

Харьковскому национальному техническому университету сельского хозяйства имени Петра Василенко два года назад исполнилось 75 лет. Это один из старейших и единственный на Украине ВУЗ в области подготовки инженерных кадров для аграрного сектора экономики и сельскохозяйственного машиностроения.


А.В.Тихонов, к.т.н., доцент; С.А. Тимчук, к.т.н., доцент.

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс долгое время связывалось с предметом "Информатика", т.е. компьютерным "ликбезом". Это обуславливалось в основном недостаточной компьютерной грамотностью выпускников сельских школ и низким техническим оснащением. Со временем ситуация изменилась. На машиностроительных факультетах были организованы компьютерные классы, оборудованные современной техникой. Стал вопрос о программном обеспечении. При его выборе мы исходили из постулата, что идеальных программ нет, и следует выбирать оптимальную, исходя из многих критериев, среди которых цена и удобство обучения играли не последнюю роль. Мы отдали предпочтение программе Autodesk Inventor. При этом не последнюю роль сыграли специальные цены для ВУЗов и в дополнение к Autodesk Inventor мы получили еще три программы: AutoCAD, AutoCAD Mechanical и Mechanical Desktop.

В нашем университете преподавание Autodesk Inventor ведется с 2004 года по дисциплине "САПР сельскохозяйственных машин" факультете технического сервиса и процесс обучения студентов ориентирован на специфику ремонтного производства сельскохозяйственной техники.


Учебный класс

Особенностью преподавания является ограниченность учебного времени - 2 семестра соответственно 30 и 36 часов, то есть 1 пара в неделю. Поэтому пришлось отказаться от лекций. Занятия построены таким образом, что при выполнении практических заданий максимально используется "интуитивность" интерфейса программы, а также учебное пособие, в котором все задания изложены последовательно в электронном виде. Степень сложности от задания к заданию возрастает.

Первый семестр посвящен освоению технологии трехмерного проектирования деталей и построения чертежей на основе трехмерных деталей. В конце семестра студенты самостоятельно разрабатывают трехмерную модель предложенной детали и ее чертеж.

Второй семестр посвящен освоению технологии создания изделий, и он как бы разбит на две части. Вначале 16 часов на обучающих примерах студенты учатся собирать изделия из готовых трехмерных моделей деталей, разрабатывать трехмерные модели деталей в контексте сборки, используя геометрию соседних деталей, параметризацию и адаптивность, а также пользоваться библиотеками стандартных элементов. Далее студенты учатся технике полуавтоматической разработки сборочных чертежей, спецификаций и разработке схем разборки-сборки.

Последние 20 часов даются студентам для выполнения индивидуального задания по разработке технологического или станочного приспособления. На выходе проектирования студент представляет паспорт разработанного приспособления с полным комплектом конструкторской документации. Преподаватель в данный период играет роль консультанта.


Студенческий проект.

Самостоятельно справляются с заданием при такой технологии обучения почти 75% студентов. Образцы проектов наших студентов можно увидеть на сайте www.arcada.com.ua. Причем, это не отретушированные или специально сделанные "на выставку" проекты, а реальные, с огрехами. Мы их не прячем, поскольку уровень огрех говорит об уровне подготовки.

По результатам трех лет обучения мы видим, что студенты осваивают Autodesk Inventor быстро и на разработку чертежей тратят не более 10% времени, это позволяет уделят больше времени непосредственно конструированию.

COMPUTERWORLD/УКРАИНА №39/2007






  обратная связь